Шутка не удалась
Comedy Club21
Весна привнесла в сомнамбулическую жизнь российского телевидения спасительную долю новизны. Телеканал «СТС» выстрелил новым юмористическим шоу «Очень русское ТВ», ведущим которого стал экс-участник «Комеди клаба» Вадим Галыгин. Программа должна была выйти убийственной пародией на все отечественное ТВ сразу. Имея на руках козыри в виде обилия выгоднейших объектов для шуток и отсутствия значительных цензурных ограничений, Галыгин и Ко провалили творческую миссию и создали нечто невнятное.
Пародия на телевизионные программы и форматы как таковые – давно сложившийся комедийный жанр телеэкрана. Наиболее удачным и ярким его образцом был телепроект «ОСП-студия», выходивший, кстати, также на канале «СТС» несколько лет назад. Одна только блистательная пародия Сергея Белоголовцева на Владимира Познера, который в программе оэспэшников в сотый раз сам себе вручал премию «Тэффи», стоила десяти галыгинских шоу.
Были и другие попытки высмеять отечественное ТВ в рамках его же самого. Например, в сентябре прошлого года телесеть «ТНТ» обзавелась проектом «Шоу Ньюs», пародировавшим современные новостные программы. Однако шутить по делу, как оказалось, - работа не из легких. Передача просуществовала месяца три, а после тихо исчезла из эфира. Недолгой оказалась жизнь передачи «Большая разница» («Первый канал»), недурно высмеивавшей «Дом-2» и «Программу максимум». Можно также упомянуть программу «Не вовремя», выходившую несколько сезонов назад на «Пятом канале». Это уже был откровенно позорный балаган, походивший на «Аншлаг» и передачу про Хоху и Веснушку одновременно.
И вот в эфире «СТС» появляются анонсы передачи «Очень русское ТВ». От новой программы следовало ждать беспощадной остроты, наблюдательности, отсутствия страха перед сатирой на лица. Казалось бы – наше телевидение, весь этот паноптикум с его обилием карикатурных персонажей, открывает перед пародистами огромные просторы для творчества. Глумись – не хочу. Будь циничным, неполиткорректным, провокационным, но только обязательно - талантливым и метким. А вот последнего-то создателям нового шоу на «СТС» и не хватило.
По большому счету, проект «Очень русское ТВ» является театром одного актера, имя коего – Вадим Галыгин. Бывший резидент «Комеди клаб» прославился монологами про суслика и прочих братьев наших меньших, которые Галыгин щедро разбавлял словом «сука». Это, с позволения сказать, слово-паразит, прикрепляемое в качестве артикля к названию очередного зверька, стало не просто «фишкой» участника «Комеди клаба», а подлинным мемом – растиражированной в интернете и вошедшей в новейший фольклор хохмой.
Как ни странно, но Вадим Галыгин – этот вертлявый молодой человек, корчащий рожи и вещающий гнусавым голосом - является выпускником Военной академии Республики Беларусь, отслужившим в войсках не один год. Надо полагать, именно своему армейскому прошлому Галыгин обязан прозвищем «Рэмбо», под которым он выступал на подмостках «Комеди клаба». Организация и разработка вечера встречи выпускников.
Когда участники нашумевшего комедийного шоу на «ТНТ» перестали уживаться на одной сцене, Галыгин покинул проект и пустился в автономное плавание. Он снимался в рекламе крупной торговой сети, в качестве члена жюри принял участие в нескольких музыкальных телешоу. Однако для амбициозного юмориста все эти мелочи были лишь способом остаться на плаву. Первой полноценной самостоятельной работой для Галыгина стало шоу «Очень русское ТВ», в котором он участвует не только как ведущий и актер, но и как автор и идейный вдохновитель.
Программа на «СТС» в очередной раз подтвердила тезис о творческой несостоятельности обособившихся участников «Комеди клаба». Кажется, еще совсем недавно критики и рядовые зрители ругали на чем свет стоит «Самый лучший фильм», созданный силами Гарика Харламова, Павла Воли и иных соратников Галыгина по гламурно-подочному юмористическому цеху. Вадима, видать, неудачи коллег не испугали – не даром же он носит прозвище «Рэмбо». Однако мускулов и задора для создания чего-то стоящего у автора баек про суслика явно не хватило.
Как гласят официальные источники «СТС», «Очень русское ТВ» - не просто развлекательный проект, а отдельный телеканал, вернее – «канал в канале». Название нового медиаресурса – «ОРУ ТВ», хотя на логотипе, фигурирующем в эфире самого шоу, ясно значится буквосочетание «ОРТВ». Это, понятное дело, издевка в адрес «Первого канала». В программе передач «ОРУ ТВ» представлены все мыслимые жанры и формы современного телевещания – от новостей и журналистских расследований до кулинарных шоу и телепроектов «про Это». При этом хронометраж каждого выпуска новой программы с Галыгиным составляет 45 минут.
Антураж соответствующих оригинальных программ, общая стилистика и манера подачи в них информации скопированы авторами и ведущими «Очень русского ТВ» (вместе с Галыгиным тележурналистов и шоуменов пародирует КВНщица Марина Грицук) идеально. Вот пародия на утренние телевизионные шоу – передача под названием «Позднее утро». Дурацкие розовые цвета декораций в студии, натянутые улыбки и вымученная энергичность ведущих, непременное упоминание бодрящего спонсорского напитка (в данном случае - рассола) и пулеметная дробь ненужных сообщений из цикла «В этот день сто лет назад...» - подобные моменты «сняты» Галыгиным сотоварищи один в один. Однако на умении цепляться за внешние стилистические пласты достоинства «ОРУ ТВ» заканчиваются.
По своему содержанию новое шоу «СТС» оказалось абсолютно беззубым и – что главное – несмешным. Нет, отдельные удачные и смелые моменты в «Очень русском ТВ», конечно же, присутствуют. Как вам, например, сообщение о том, что «Филя из «Спокойной ночи, малыши» вошел в состав детского крыла «Единой России», прочитанное в пародийно-новостной программе «Прям щас»? А название передачи, ставшей пародией на кулинарные шоу – «Жуй». Однако задавая правильный вектор, умело имитируя общую атмосферу телепрограмм, Галыгин и работающая с ним команда авторов оказываются совершенно беспомощны в текстовом наполнении муляжей-пародий.
Весь юмор в монологах ведущих «ОРУ ТВ» предсказуемо перемещаются в анально-генитальную плоскость. В этом плане Галыгин особенно развернулся во время пародии на медицинские телешоу: сначала изображающий экранного целителя Вадик получает от зрительницы письмо с фекалиями (для заочной постановки диагноза), а затем рекламирует чудо-средство – пластмассовую кисть руки с вытянутым средним пальцем. Уберегу читателей от описания тех манипуляций, которые рекомендовалось совершать с «пальцем доктора Галыгина».
Однозначная идентификация телепрограммы-оригинала, давшей пищу для глумления в «Очень русском ТВ», - задача невыполнимая. Показателен эпизод с вымышленной передачей «Секс со звездами»: название отсылает нас к «Сексу с Анфисой Чеховой» (а попутно – к бесконечным «циркам» и «танцам» с этими же самыми звездами), в то время как декорации в студии (гости и ведущие валяются на кровати) напоминают о проекте «Муз-ТВ» «Бесспорно». Получается викторина «Знаешь ли ты наше ТВ?». Пожалуй, разумнее было бы последовательно пародировать конкретные шоу и отдельных ведущих, а не замахиваться на создание собирательных образов и высмеивание форматов в целом. Узнаваемость – важнейший момент в пародийном жанре.
Впрочем, лекции по теории эстрадного искусства Галыгину не нужны. Своим «Суслик, сука, личность!» он и так давно уже обеспечил себе творческое бессмертие. Среди «гламурных падонков» уж точно.
Понравилось? Расскажите друзьям!