Смешные деньги Comedy Club
Comedy Club13
Формула, изобретенная экс-кавээнщиками команды «Новые армяне» еще в 2003 г., верна и по сей день: 75 минут рабочего времени, обойма из десятка резидентов, 7-10 минут "на брата" и все шутки выше и ниже пояса, какие только успеешь произнести - вот залог успешной коммерции в юморе.
Все начиналось с небольших вечеринок. Артур Джанибекян пошел по проверенной годами схеме тусовщиков столицы, не располагающих активами дял открытия собственной прощадкии для выступлений.
Схема такова: достаточно найти клуб или кафе, которые пока не набрали постоянной клиентуры, и пообещать аншлаг. Поверят, конечно, не каждому. Тут бессменному генеральному продюсеру и владельцу Comedy Club Production Артуру Джанибекяну помогла репутация: к началу «клубной эпохи» он уже долгое время продюсировал радиопередачу «Новое армянское радио на русском», выходившую на «Русском радио», а еще раньше участвовал в проекте «Добрый вечер» Игоря Угольникова на канале СТС, имевшем неплохие рейтинги. На первой же stand-up вечеринке в малоизвестном кафе «Касбар», прошедшей 12 сентября 2003 г., присутствовали приглашенные звездные гости, которых низводил и подкалывал со сцены открывший первое stand-up-шоу, тогда еще виджей канала «Муз-ТВ» Павел Воля.
Вложенные Джанибекяном 600 долларов пошли на декорации и пригласительные билеты. Первые полтора года вход на вечеринки Comedy Club был бесплатным, а проект существовал только на долю от выручки кухни. Обычно выходило по $2300-2500 за вечер. Будущие резиденты зарабатывали 15-20% от этой суммы.
Потом, благодаря растущей деловой репутации Джанибекяна, у проекта появились спонсоры, начались вкладываться деньги ($1500-2000 за вечеринку) что пришлось как нельзя ксати - особенно в части выплаты гонораров.
«Исходно в группу входили Паша Воля, Гарик Харламов, Тимур Батрутдинов, Гарик Мартиросян, Дмитрий Сорокин, — вспоминает глава Comedy Club Production. — Чуть позже подтянулись дуэт ”Сестры Зайцевы” и Таир».
Постоянных актеров труппы решили окрестить резидентами ( в силу того, что эпизодически на вечеринки Comedy Club со своими номерами заглядывали знакомые по КВН, их надо было как-то отделить от своих), получали от $50 до $150 за десятиминутное выступление.
Гонорары небольшие, но бывшие кавээнщики, истосковавшиеся по выступлениям и тому были рады.
Для сравнения: гастролирующие команды КВН берут по $1500-3000 за вечер. Это максимум $100-200 на человека, а работать надо несколько часов.
Очень скоро мероприятие обрело новое место жительства: кафе «МанерЪ» на Петровке, зал которого был ощутимо больше прежнего и вмещал около 250 человек.
Как же распространялась информация о вечеринках? «Сарафанное радио. Аншлаг был всегда. Многое было заимствовано у англосаксонской клубной культуры stand-up comedy. Но форма настолько глобально адаптирована под российскую публику, что можно говорить о ее самобытности, — рассказывает Джанибекян. — Наш зритель требует постоянной смены впечатлений, поэтому выступление длится не более 10 минут — против 40-минутных stand-up западных комиков».
У проекта быстро появилась пока небольшой, но круг фанатов. Как утверждает продюсер Comedy Club Production, среди гостей московских вечеринок до сих пор есть 20-30 человек, которые за четыре года пропустили всего 10 еженедельных вечеринок — по статистике он посещают шоу чаще, чем некоторые резиденты.
Решительным поворотом в судьбе проекта стало появление Бориса Зосимова на одном из предновогодних выступлений зимой того же 2003 г. Джанибекян предложил Зосимову отснять телевизионный пилот передачи, которую не мудрствуя назвали Comedy Club. Цена вопроса — $5000 — была неподъемной для продюсера скромной клубной вечеринки, но совершенно незначительной для владельца «Хит-FM».
Пилот оказался провальным, поэтому, вплоть до лета 2004 года Comedy Club довольствовался лишь вечеринками, пока руководители не скопили $22 000 на первый профессиональный выпуск телевизионной программы, который отснял режиссер Петро Шекшеев (MTV) на площадке казино Golden Palace (которая в дальнейшем и стала постоянной съемочной базой телепроекта).
После 4-5 месяцев, не увенчавшихся успехом переговоров с руководством канала СТС, Джанибекян обратился к управляющему ядру канала ТНТ, в частности к Дмитрию Троицкому. И уже в январе 2005 г. были подготовлены необходимые бумаги и комедианты получили в свое распоряжение неплохое эфирное время.
Был отснят пробный блок из 12 серий, за ними последовало еще 46. Параллельно вечеринки Comedy Club обрели третью постоянную площадку — кафе «Малина» в торгово-развлекательном комплексе «Атриум» с общим числом мест в 700 человек.
А, с марта 2005 г. вечеринки перестали быть бесплатными: цены были установлены билета в районе 2000 руб., а спустя два года , пропорционально росту популярности поднялась до 3000-4000 руб.
Наконец, 23 апреля 2005 г. состоялся первый эфир телевизионной версии Comedy Club на канале ТНТ, проект с ходу получил удивительно высокие рейтинги.
«Доля зрительской аудитории первых программ была около 9% при средней доле передач канала ТНТ на уровне 6-7%, — гордо улыбается Джанибекян сквозь клубы сигарного дыма. — Канал сделал все, чтобы программа состоялась: в течение 3-4 недель в рекламных блоках телеканала крутились анонсы, сопровождаемые PR-поддержкой в прессе, поэтому зрительские ожидания были велики». Создание серии по-прежнему обходилось Comedy Club в сумму порядка $20 000. Программы снимались блоками по шесть серий в течение месяца.
Производственная структура телесерий сохранилась той же, но, по словам продюсеров, она будет изменена в скором времени. "Авторская бригада Comedy Club состоит из шести постоянных сценаристов, в телепрограмму также входят материалы, приобретаемые у независимых авторов, и плоды креативного творчества резидентов. Содержание живых выступлений на вечеринках и телевизионных серий пересекается практически на 100% — для «ящика» их только разносят по времени с помощью монтажа. На старте телепроекта на финансирование креативной стороны Comedy Club уходило до половины бюджета серии, однако с ростом рейтинга и бюджетного фонда программы ситуация изменилась, и не в пользу сценаристов. Мы попытаемся изменить схему, по которой снимается Comedy Club, уже в следующем году, — говорит Джанибекян. — Схема съемки большими блоками удобна с финансовой точки зрения, но мы теряем очень важную вещь — актуальность юмора. Сейчас мы обязаны шутить о том, что произойдет через два с половиной месяца…» В результате перехода на формулу съемок «две программы в две недели» расходы на создание одной телесерии Comedy Club возрастут на 40-50%. Такова цена актуальности".
Еще два года назад продакшн Comedy Club занимали иные мысли, а именно - задача освоения вакантной ниши развлекательных программ, адресованных подрастающему поколению. Составленный в 2006 г. план подразумевал выведение в эфир еще нескольких форматных шоу в этом сегменте, в их числе уже знакомые нам - «Наша Russia», «Смех без правил» и «Шоу Ньюс». Рейтингами последней передачи Джанибекян пока недоволен, что не мешает ему надеяться запустить еще как минимум четыре программы в грядущем 2008 г.
Одновременно резиденты взяли на вооружение опыт пионерской организации и все того же КВН. В крупных региональных центрах начали открываться ячейки-офисы, стремительно превращая Comedy Club в общероссийскую фабрику создания комедийных талантов.
Через два года региональных отделений было около полусотни, все — стопроцентные «дочки» Comedy Club Production.
«На открытие первых региональных представительств требовалось вложение $3000-5000, — делится генеральный продюсер Comedy Club. — Сейчас размер первичного вклада возрос в 10 раз, в зависимости от географии. Увы, пока это некоммерческие ресурсы: после старта ”дочки” практически не требуют денег — но и не приносят их. Надеюсь, они станут прибыльными еще через пару лет, ну а пока мы используем их для кастингов на местах».
В настоящее время, по данным SmartMoney, общий гонорар для дюжины резидентов-участников одного полуторачасового концерта Comedy Club составляет ?20 000-30 000 (для сравнения на ноябрь 2006 - $5000). Неполный командный состав обходится дешевле: примерно ?10 000-15 000.
В ближайших планах Comedy Club Production — активное продвижение бренда и лиц резидентов в смежных и соседствующих с телевизионным жанрах.
Уже давно функционирует программа «креативного туризма» под креативным же руководством Павла Воли, имеется ввиду фестивальное направление Comedy.
Comedy Club Production вкладывает в каждый фестиваль около $1 млн (стоимость путевки колеблется от $1500 до $3000), и ни один из четырех выездов не был убыточным.
Еще одним проектом, запущенным весной 2006 г., оказался fashion-бизнес — производство оригинальной дизайнерской одежды. Правда, к неудовольствию владельцев Comedy Club Production, вложенные $100 000 так и не окупились, а проект буксует на месте.
Но, комедианты не унывают и продолжают развиваться в иных областях, например в направлении Сomedy Кино. Первый фильм, уже приобретенный каналом ТНТ за $5 млн, должен выйти в прокат 28 января 2008 под нескромным, но прагматичным названием «Самый лучший фильм», главным инициатором и продюсером ленты выступил Артак Гаспарян. Новые владельцы фильма готовы вложить в промокампанию еще $5 млн — в ожидании прибыли как минимум в $20 миллионов.
«Фильм может быть кошмаром и конъюнктурой, — улыбается Джанибекян, — но кассу сделает. Мы настолько уверены в успехе, что уже запланировали два сиквела».
Ну а главной идеей Comedy Club Production является запуск собственного кабельного телеканала Comedy TV. «Технически он готов к вещанию уже в этом году, но откроется в следующем, — обещает Джанибекян. — Идеальное решение для трудоустройства армии тысяч шоуменов-резидентов. Лучше уже ничего не придумаешь».
Понравилось? Расскажите друзьям!